Республика Бурятия
Регион не найден
Версия для слабовидящих

Как работает запрет на высадку детей-безбилетников из общественного транспорта? Разъясняет Владимир Афонский

08 апреля 2021, 04:09
Новые правила не приведут к тому, что подростки будут ездить бесплатно, отметил парламентарий

В начале марта 2021 года вступили в силу правила, запрещающие высаживать за безбилетный проезд детей и подростков до 16 лет, которые едут в общественном транспорте без сопровождения взрослых. 7 апреля Госдума приняла поправки «Единой России» о штрафах за это для водителей и должностных лиц. Как запрет работает на практике, ER.RU рассказал координатор партпроекта «Безопасные дороги», заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту и строительству Владимир Афонский («Единая Россия»).

— Как кондукторы должны устанавливать возраст детей в транспорте?

Несовершеннолетний ребенок, находящийся в транспорте, не обязан носить с собой документы, подтверждающие его возраст.

Однако контролеров в общественном транспорте с 7 марта 2021 года наделили дополнительными правами: сейчас они могут требовать у сопровождающих детей лиц свидетельство о рождении несовершеннолетних. Это прописано в новой редакции «Устава автомобильного и городского наземного электрического транспорта» (федеральный закон № 259). Оригинал свидетельства о рождении можно заменить копией, заверенной нотариально. Так что теперь, если вы собрались куда-то с ребенком, не забудьте взять документы с собой.

Очень часто возникает вопрос о порядке определения возраста ребенка. Формулировки «не старше пяти лет», «не старше семи лет», «не старше шестнадцати лет» пытаются истолковать по-разному и родители (или сопровождающие), и кондукторы.

Обратимся к статьям 190-192 Гражданского кодекса РФ, и Постановлению Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 01.02.2011 г. «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних». Согласно положениям этих документов, тот или иной возраст истекает не в день рождения, а по его истечении, то есть с нуля часов следующих суток.

— Как должны действовать водители или кондукторы, если подросток не оплатил проезд? Не приведет ли запрет к тому, что несовершеннолетние просто будут ездить бесплатно?

Согласно действующему законодательству, представитель перевозчика либо должностное лицо, осуществляющее контроль в транспортном средстве, в случае неоплаты проезда не могут требовать от ребенка, который не достиг возраста 16 лет, следующего при этом без сопровождения взрослых, покинуть транспортное средство на ближайшей остановке. Штрафовать за безбилетный проезд их нельзя, потому что административная ответственность возможна только с 16 лет.

Для того чтобы безбилетные проезды не стали нормой, стоит применить опыт Санкт-Петербурга. Там детей довозят до конечной остановки и передают сотрудникам полиции либо родителям, а затем составляют в отношении последних протокол. В таком случае и подростки не будут заинтересованы в обмане перевозчиков, думая, что их всё равно не высадят, и родители будут внимательнее следить за оплатой проезда своих детей.

Уверен, что также необходимо формировать правильное и честное поведение в семье, в обществе, разъясняя нормы принятого закона родителям в образовательных учреждениях — проезд должен быть оплачен.

— Существует ли уголовная ответственность за высадку детей из общественного транспорта?

Контролер не имеет права оставлять на улице ребенка, так как возникает угроза его жизни и здоровью. Особенно острой становится ситуация ночью, на междугородних рейсах или при неблагоприятных погодных условиях. По статье 238 части 1 — «Оставление в опасности» — предусмотрено уголовное наказание для того, кто принял решение высадить несовершеннолетнего пассажира. Кондуктор будет нести уголовную ответственность за оставление ребёнка в опасности, если высадил ребёнка из транспорта при низкой температуре на улице или на трассе в безлюдном месте. В зависимости от тяжести это может быть штраф, либо лишение свободы на срок до двух лет, либо обязательные работы до 360 часов.

— Как будут контролировать исполнение закона?

Утверждать порядок контроля за оплатой проезда и подтверждения права бесплатного или льготного проезда на регулярных маршрутах будут региональные власти. Они же будут устанавливать ответственность. На межрегиональных маршрутах устанавливать правила будет правительство Российской Федерации. Кроме того, администрация транспортного парка в подобной ситуации может наказать контролера, если с ним проводился инструктаж.

Спикер
Афонский Владимир Игорьевич
Афонский Владимир Игорьевич
Заместитель председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по транспорту и строительству, координатор федерального партийного проекта «Безопасные дороги»

Общественная приемная